noyau: (Default)
[personal profile] noyau
Пожалуй, больше всего трудностей в жизни мне пришлось перенести из-за моего так называемого французского научрука. Если рассказывать всю историю, то она звучит неправдоподобно, как жалостливый рассказ девочки, когда она хочет, чтобы её пожалели. Переполненный несправедливостью. НО увы, shit happens, и на пути каждого (искренне желаю, чтобы больше ни у кого!) может встретится некая фигура, от который зависишь, и при этом чувсвтуешь отвращение.
Итак, началось все очень давно - лет двадцать назад граждане из моей группы стали ездить в Ренн на съемки. Там хорошо оборудованная лаборатория и люди были приятные. Совместные публикации, хорошие данные, все прекрасно. Лет пять назад один из профессоров ушел в отставку и его место занял некто Boissoles, до этого остававшийся незаметным. И вроде все шло как и раньше, настораживало только то, что из писем Буассоля часто было невозможно понять, какой ответ он дает на тот или иной вопрос - он умудрялся обсудить какой-то третий предмет. В начале моей аспирантуры Буассоль получил деньги от министерства исследований, и он совместно с русским начальником решили отправить меня во Францию. Как я была рада! Профессора, не ведущие самостоятельно хозяйство вот уже много лет, решили, что на 6 месяцев мне с лихвой хватит... Это была первая неприятность - никому и в голову не пришло узнать, какие налоги будут изыматься из этой суммы, и как ею пользоваться. В результате у меня оказалось 450 евро в месяц... Сначала приходилось еще и за общагу платить (220), и было совсем-совсем плохо, а потом секретарь лаборатории оплатила как-то мое жилье из университетских денег. Потом месье совершенно плевать хотел на то, как мой приезд должен быть оформлен документально, а как выяснилось надо было и в университет записаться, и вид на жительство получить. Как мне это удалось без, мягко говоря, неполного набора документов, я не очень понимаю. Сила убеждения. Кое что пришлось смастерить на коленке, про прививки я врала так убедительно, что врач был полностью удовлетворен. Буассоль же в первый мой приезд видел меня 4 раза - забрал и отвез на вокзал, один раз я у него дома отобедала и мы съездили в аббатсво Saint Michel, и один раз я показала ему пару спектров. Для отчета о проделанной работе.
Научная группа Буассоля собиралась в полном составе от него уйти и обстановка в лабе напоминала Карибский кризис. Со мной поначалу не хотели иметь дело, так как формально я появилась со стороны "врага". Поэтому мне был предоставлен громааааадный кабинет, старый буассолевский компьютер (а он купил под сурдинку новый, с жк-монитором) и обезлюдевшая лаба. Работай, дорогая... Спустя некоторое время меня признали остальные страдальцы, и оказались людими приятными и знающими, и мы с ними сработались, но для этого потребовалось время.
Почему же все так были против Буассоля? Потому что его интересует только формальная часть научной деятельности (количество публикаций, научная степень и административная должность), а на саму работу ему плевать, и проблемы остальных людей ему безразличны. Он ходит по головам. Ладно был бы гений с плохим характером - так ведь он и как специалист никуда не годен - беседуя с ним пару раз в свой второй приезд, я видела, что он пересказывает фразы других людей, а сам не знает вещей элементарных. Надо добавить к этому невледение компьютером... Он может набрать текст в Ворде (формулы впечатывает секретарь), послать письмо из OutLook, и провести вычисления в одной программе, написанной им самим много лет назад.
Некоторое время спустя на меня нашло озарение - я поняла как его тактика работает: для нашей группы он выступал как теоретик, а для товарища Boulet - как экспериментатор, фактически встроился средним звеном, появляясь в публикациях с обеих сторон...
Во время моего "второго пришествия" Буассоль вдруг активизировался - навещал меня в моем мега-кабинете по нескольку раз в неделю с одной единственной целью - заставить снять спектр водорода с азотом, который ему зачем-то понадобился (никоим боком на касавшийся темы моей диссертации). Объяснил, что он-де сделал расчет, и хочет сверить результат. Тыкал отксереным графиком, как мухлюющий студнет-первокурсник. Я долго упиралась, ибо была достаточно на него зла за все те проблемы торорые мне уже пришлось преодолеть, и плюс - мне было страшно. Так как эксперимент этот опасный. Для его проведения надо было набрать в кювету, объемом 400 литров одну атмосферу азота (что легко и не опасно) и в 10-15 раз большее количество водорода. А водород, как известно, взрывается. Вопрос тут даже и не в качестве страховки и размере покрытия, а в том, какого мне будет без руки или с обгоревшим лицом, если что-то не получится? Но Буассоль настраивал. Намекал, что у меня будут трудности с дипломом. Я стала потихоньку готовиться, нервничала, проверила систему, обкатала все на азоте, и в один прекрасный день все сняла. Спала потом как убитая. Какое было чувство облегчения! Потом пришлось мне же и все эти спектры обработать, так как (см. выше) Буассоль сам этого сделать не может. Записала диск со всеми исходниками, этапами обработки, напечатала несколько картинок, раза два объяснила все процедуры Буассолю и уехала домой. Почти через год Буассоль "всплыл" отнюдь не с вопросом о моей диссертации, а с просьбой "набросать" главу "эксперимент" для статьи, которая может быть выйдет... Набросала.
И вот, на конференции в Париже ко мне подошел американец Типпинг, которому cher научрук послал мой спектр для теоретической интерпретации, без всякого упоминания меня! Послал в виде картинок (отсканеных, ну не умеет он компьютером пользоваться). Потом, вроде им потребовались и сами цифры и тут то мое имя всплыло, тут я не поняла точно, то ли из-за того, что я файлы некоторые подписала, то ли тот, кто помог с их пересылкой сказал, что это не Буассоль снял... Главу "эксперимент" Буассоль переслал переписанной от руки. Когда я это все услышала - я просто оползла по стене.
Конец к этой небольшой истории хороший - меня добавили в соавторы в очень хорошую компанию. Диссертация еще не защищена - будет еще одна битва, надеюсь, последняя.
Такая вот история для тех, кто стремиться поучиться за границей...

Date: 2004-06-28 03:05 am (UTC)
From: [identity profile] zwh.livejournal.com
такого руководителя можно было поиметь и в родной стране. Вопросы научной этики - это отдельная длинная песня... Только в родной стране все это еще и без нормального оборудования, Фурье-спектрометров, итд. :)

Date: 2004-06-28 03:27 am (UTC)
From: [identity profile] noyau.livejournal.com
Конечно можно. Я даже знаю парочку таких. Но за границей ты еще оказываешься и особенно уязвимым.
А про оборудование... Ну, тут были трудности. Товарищ, например, не заказал мне газ и денег не выделил, так что мне пришлось по своей инициативе переть в сумке баллон, покрываясь испариной при мысли о проверке багажа. А что было делать?

Date: 2004-06-28 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Klassnaya istoria. U menya tozhe s professorom byli problemy, neskolko inogo svoistva, no situaziu vpolne ponimayu. U studentov nastolko malo prav i ih budushee nastolko zavisit ot professora, chto poluchaetsa naturalnoe rabstvo.

Date: 2004-06-29 02:26 am (UTC)
From: [identity profile] noyau.livejournal.com
Поблемы с начальством совершенно неизбежны :-) Без проблем обходятся только совсем безинициативные люди. Но Буассоль вообще очень отличается от всех тех, с кем мне приходилось сталкиваться. Пожалуй чаще чем злость я чувствую удивление, что вот такой вот человек может продолжать существовать, и лезть по своей лесенке...

Profile

noyau: (Default)
noyau

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 27th, 2026 10:49 am
Powered by Dreamwidth Studios